Российский рекламный рынок в ближайшие годы ждут те же изменения, с
которыми уже столкнулись рекламодатели в США и других развитых странах.
Напомним, что по прогнозу
консалтинговой компании GroupM, высказанном в докладе «This Year Next
Year Worldwide», доля рекламы на телевидении на развитых рынках будет
сокращаться из-за высоких цен и низкой эффективности. Зато интернет имеет
шансы догнать и даже перегнать телевидение по объему затрат
рекламодателей уже в ближайшие годы. Согласно этому прогнозу, в Северной
Америке на долю интернета в 2006 году придется уже 37% совокупных
рекламных бюджетов, в то время как телевидению достанется лишь 33%, а
газетам, журналам и наружной рекламе – и вовсе 11%, 9% и 6%
соответственно. Особенно быстро с телевидения в интернет могут
уйти рекламные бюджеты тех компаний, которые выпускают товары
для молодежи. Напомним, что по данным
ForresterResearch, молодежь в возрасте от 18 до 26 лет уже сейчас
проводит больше времени в интернете, чем перед телевизором. Другие
исследования подтверждают: в компаниях, ориентированных на молодежь,
интернет - необходимая часть. Правда, в России ситуация отличается:
ТВ-реклама продолжает расти. Но у нас есть другие моменты.
В России рекламодателей заставит пересмотреть
свои стратегии еще и новая редакция закона «О рекламе»,
вступившая в силу 1 июля, и ограничившая рекламное время на телевидении.
Этот закон привел в действие классический рыночный механизм, пишет журнал «Эксперт»: "Ограничение объема производства при растущем спросе
привело к тому, что продавцы рекламного телеэфира стали повышать цены.
Крупнейший из них, группа «Видео Интернешнл»,
уже ознакомил рекламные агентства с прайс-листом на будущий год." В одном
из крупных РА навскидку оценили подорожание в 50%, прайм-тайм же, по
мнению некоторых экспертов, на которых ссылается журнал, вырастет в цене
как минимум на 80%.
Реклама на радио в России также дорожает, но в рамках обычной
медиаинфляции: два раза в год примерно на 10–15%. Эти данные «Эксперту»
привели в компании «Граммофон
Реклама», одном из крупнейших райдийных медиаселлеров. Впрочем,
замечает журнал, по оценкам рекламных агентств, расценки на радиорекламу
на 2007 год все же повысятся существенно выше -- на 40–50%.
Так что, по всей видимости, отечественные рекламодатели просто
вынуждены будут переориентировать свои рекламные бюджеты с
дорожающего и все менее эффективного телевидения на другие
медиа. С учетом глобальных тенденций, интернет в России остается
самым недооцененным каналом коммуникации с потребителями.
Елена Колмановская, главный редактор компании Yandex, которую цитирует "Эксперт", не
сомневается, что затраты компаний на рекламу в интернете вырастут, по
крайне мере в абсолютном измерении. "Размещение баннеров (медийной
рекламы) на больших площадках в интернете становится дороже, -
сообщает она. При этом стоимость контакта не увеличивается, но растет
аудитория - за последний год, по данным ФОМ, в интернет пришло более 5 миллионов человек, то есть количество
пользователей в России выросло на 20%." •В скором времени российские компании разделятся.