Фонд "Общественное мнение" опубликовал данные очередного общероссийского опроса населения в возрасте от 18 лет и старше на тему того, как часто оно пользуется
интернетом - по состоянию на конец лета 2006 года. Всего в опросе
принимали участие жители 63 областей и республик, 98 районов,
203 городских и сельских населенных пунктов. Было опрошено около
21 тысяч респондентов. Полученные результаты сведены в таблицу
ниже:
Аудитория интернета в России (данные на конец лета 2006 года)
шестимесячная аудитория
трехмесячная аудитория
месячная аудитория
недельная аудитория
суточная аудитория
осень 2002
8,7 млн. чел
(8%)
7,6 млн. чел. (7%)
6,5 млн. чел (6%)
4,6 млн. чел (4%)
2,1 млн. чел (2%)
зима 2002-2003
9,6 млн. чел
(9%)
8,7 млн. чел. (8%)
7,7 млн. чел (7%)
5,5 млн. чел (5%)
2,8 млн. чел (3%)
весна 2003
11,5 млн. чел (10%)
10,5 млн. чел. (9%)
8,9 млн. чел (8%)
6,4 млн. чел (6%)
3,2 млн. чел (3%)
лето 2003
12,1 млн. чел. (11%)
10,8 млн. чел. (10%)
9,0 млн. чел (8%)
6,1 млн. чел (6%)
3,0 млн. чел (3%)
осень 2003
13,1 млн. чел (12%)
11,6 млн. чел. (10%)
9,9 млн. чел (9%)
6,9 млн. чел (6%)
3,2 млн. чел (3%)
зима 2003-2004
14,6 млн. чел (13%)
13,3 млн. чел (12%)
11,6 млн. чел (10%)
8,2 млн. чел (7%)
3,8 млн. чел (3%)
весна 2004
14,9 млн. чел (14%)
13,7 млн. чел (12%)
12,0 млн. чел (11%)
8,5 млн. чел (8%)
3,3 млн. чел (4%)
лето 2004
16,9 млн. чел (15%)
15,5 млн. чел. (14%)
13,4 млн. чел (12%)
9,5 млн. чел (9%)
5,0 млн. чел (5%)
осень 2004
17,3 млн. чел. (16%)
15,7 млн. чел. (14%)
13,7 млн. чел (12%)
10,1 млн. чел (9%)
5,5 млн. чел (5%)
зима 2004-2005
17,6 млн. чел (16%)
16,0 млн. чел. (15%)
14,2 млн. чел (12%)
10,3 млн. чел (9%)
5,2 млн. чел (5%)
весна 2005
18,9 млн. чел (17%)
17,5 млн. чел. (16%)
15,5 млн. чел (14%)
11,0 млн. чел (10%)
5,7 млн. чел (5%)
лето 2005
20,9 млн. чел (19%)
18,9 млн. чел. (17%)
16,1 млн. чел (15%)
11,2 млн. чел (10%)
5,9 млн. чел (5%)
осень 2005
21,7 млн. чел (20%)
19,7 млн. чел. (18%)
17,5 млн. чел (16%)
12,9 млн. чел (12%)
6,8 млн. чел (6%)
зима 2005-2006
23,8 млн. чел (21%)
22,2 млн. чел. (20%)
20,1 млн. чел (18%)
15,1 млн. чел (13%)
8,0 млн. чел (7%)
весна 2006
24,3 млн. чел (21%)
22,7 млн. чел. (20%)
20,6 млн. чел (18%)
15,6 млн. чел (14%)
8,5 млн. чел (7%)
лето 2006
26,0 млн. чел (23%)
24,2 млн. чел. (21%)
21,4 млн. чел (19%)
16,0 млн. чел (14%)
9,1 млн. чел (8%)
Изменение лето-весна
1,7 млн. чел
(2%)
1,5 млн. чел (1%)
0,8 млн. чел (1%)
0,4 млн. чел (0%)
0,6 млн. чел (1%)
ФОМ, сентябрь 2006
Как следует из данных опроса, за последний квартал (с весны по лето
2006 года) произошло существенное – почти на 2% – увеличение
шестимесячной аудитории интернета, то есть тех пользователей,
которые выходят в сеть хотя бы раз в полгода. Эта аудитория выросла
почти на 1,7 млн. человек и теперь составляет порядка 26 млн. россиян.
Еще 24,2 млн. человек выходят в сеть минимум раз в три месяца (эта
аудитория за последний квартал увеличилась на 1,5 млн. человек или на
1%). 21,4 млн. россиян выходят в сеть минимум раз в месяц (за последний
квартал их доля выросла на 0,8 млн. человек или на 1%), а еще 16 млн. -
как минимум раз в неделю. Свыше 9 млн. человек используют интернет
каждый день, и за последний квартал их число увеличилось на 0,6 млн.
человек или на 1%.
Таким образом, в современной России интернет используют порядка 23% населения -- см. график ниже.
Это гораздо меньше, чем Италии (52%), Испании (50%), Франции (46%),
Германии (61%), Великобритании (62%), не говоря уже об Австралии и
Швеции, где доля пользователей сети составляет 73% и 77% населения
соответственно. Результаты России примерно соответствуют уровню
Бразилии, где аудитория интернета пока так же равна 23% (данные Nielsen
NetRatings).
При этом большинство пользователей интернета проживают в Москве (там
в сеть регулярно выходят 52% населения) и в Центральном федеральном
округе (20% населения регулярно пользуется интернетом) – в обоих этих
регионах проживает по четыре с половиной миллиона пользователей Сети –
см. график ниже.
В Северо-Западном округе аудитория интернета составляет 31%
совокупного населения, в Приволжском округе – 17%, в Южном и Уральском
- по 20%, в Сибирском – 18%, и в Дальневосточном – 25%. Однако в
Приволжском федеральном округе при этом проживает 4,1 млн. человек,
которые регулярно выходят в Сеть, в Северо-Западном – 3,5 млн., в Южном
- 3,3 млн., в Сибирском – 3,1 млн, Уральском – 1,6 млн., и в
Дальневосточном – 1,4 млн.
При этом в Москве примерно 2,8 млн. человек выходят в сеть каждый
день – для сравнения, в Дальневосточном округе суточная аудитория
интернета составляет всего 400 тысяч человек, а в
Северо-Западном округе – 1,3 млн. человек. 3,6 млн. москвичей
пользуются интернетом дома, а еще 2,3 млн. – на работе. В Центральном и
Северо-Западном округах интернет дома имеют лишь 2,2 млн. человек, в
Приволжском – 2 млн., Сибирском и Южном – 1,6 млн., Уральском – 0,9
млн. человек, а в Дальневосточном – 0,8 млн.
Нынешний половой состав пользователей интернета в России в разных округах показан на графике ниже:
Как следует из графика, всего в России интернетом пользуются порядка
27% мужчин и 19% женщин, при этом в Москве этот показатель у мужчин
составляет 59%, а у женщин – 45%. Высокий показатель имеет и
Северо-Западный округ: там интернетом пользуется 38% мужчин и 26%
женщин.
Молодежь (от 18 до 24 лет) – это 52% пользователей Сети в России, а
еще 36% – 25-34 года. Доля тех, кто пользуется сетью в возрасте 55 лет
и старше, составляет в масштабах России лишь 3%. При этом в Москве
среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет интернетом пользуются 86%, а
среди тех, кому от 25 до 34 лет – 75%. Доля же тех, кто пользуется
сетью в возрасте 55 лет и старше, в четыре раза выше общероссийской и
составляет 12%. В целом, как можно наблюдать на графике ниже, в Москве
сетью гораздо больше пользуются люди всех возрастов, в то время как в
большинстве регионов России основное число пользователей составляет
молодежь.
Доходы пользователей сети в разных округах показаны на графике ниже:
Интересные ответы были получены в ответ на вопрос "Собираетесь ли вы
начать пользоваться интернетом в ближайший месяц (полгода, год)"?
Примерно 3% населения России собирается начать это делать в обозримом
будущем – даже не в ближайший год. Еще 2% собирается начать это делать
в ближайший год, а еще по 1% опрошенных ответили, что собираются
подключиться в течение ближайших трех-шести месяцев. В Москве число
тех, кто собирается начать пользоваться сетью уже в течение ближайшего
месяца составило 1% опрошенных, трех месяцев - 2%, полугода – 3%, года
– 4%, и "когда-нибудь" – 5%, что резко отличается от данных, полученных
в других регионах, где результаты более приближены к общероссийским.